Витраж в технике «Тиффани».

Этот тип витражей появился на рубеже XIX-XX вв., благодаря усилиям выдающегося американского живописца, художника по стеклу, ювелира и предпринимателя эпохи модерна Луиса Комфорта Тиффани.

Он развил достижения своего соотечественника Джона ла Фаржа, разработавшего метод «стекло клаузоне», при котором мельчайшие фрагменты стекла соединялись при помощи впаянной в них тонкой прово­локи.

Такая техника позволяла моделировать даже детали лица, но была чрезмерно сложной и дорогой.

Тиффани разработал метод литой арматуры, позволявший изготавливать витражи для ламп, люстр, бра, настольных и каминных часов, объёмной скульптуры.
Процесс создания витража начинался с изготовления объёмной формы из папье-маше. На её внешнюю поверхность наносился рисунок будущего витража, по которому на форму накле­ивались цветные стёкла.

Узкие промежутки между стёклами заливались «типографским» сплавом - расплавленной смесью олова, цинка и свинца.

Фиксируя стёкла снаружи, жидкий металл прожи­гал бумажную форму насквозь и охватывал края стёкол изнутри. Образовывалась единая прочная объёмная конструкция из стекла и металла, после чего форма удалялась.

Техника Тиффани требует ювелирной точности и больших тру­дозатрат, но в сочетании с мелким модулем высококачественного витражного стекла позволяет творить подлинные чудеса. Сегодня существуют специальные протяжки из тонкой медной фольги с липким слоем (т.н. «скотч»), позволяющие собирать кассеты раз­мером до 80 см. Для повышения прочности витражей в технике Тиффани применяют и усиливающую протяжку из медной фольги толщиной до 1 мм. Процесс отличается от изготовления традици­онного паечного витража тем, что нарезанные по картону и калькам-шаблонам стекла после абразивной обработки кромок оборачиваются по краям «скотчем», а затем спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем. Усиливающая протяжка при необходимости вкладывается между «скотчем» соседних модулей и пропаивается одновременно с ними.