Витраж в технике «Тиффани».Этот тип витражей появился на рубеже XIX-XX вв., благодаря усилиям выдающегося американского живописца, художника по стеклу, ювелира и предпринимателя эпохи модерна Луиса Комфорта Тиффани. Он развил достижения своего соотечественника Джона ла Фаржа, разработавшего метод «стекло клаузоне», при котором мельчайшие фрагменты стекла соединялись при помощи впаянной в них тонкой проволоки. Такая техника позволяла моделировать даже детали лица, но была чрезмерно сложной и дорогой. Тиффани разработал метод литой арматуры, позволявший изготавливать витражи для ламп, люстр, бра, настольных и каминных часов, объёмной скульптуры. Узкие промежутки между стёклами заливались «типографским» сплавом - расплавленной смесью олова, цинка и свинца. Фиксируя стёкла снаружи, жидкий металл прожигал бумажную форму насквозь и охватывал края стёкол изнутри. Образовывалась единая прочная объёмная конструкция из стекла и металла, после чего форма удалялась. Техника Тиффани требует ювелирной точности и больших трудозатрат, но в сочетании с мелким модулем высококачественного витражного стекла позволяет творить подлинные чудеса. Сегодня существуют специальные протяжки из тонкой медной фольги с липким слоем (т.н. «скотч»), позволяющие собирать кассеты размером до 80 см. Для повышения прочности витражей в технике Тиффани применяют и усиливающую протяжку из медной фольги толщиной до 1 мм. Процесс отличается от изготовления традиционного паечного витража тем, что нарезанные по картону и калькам-шаблонам стекла после абразивной обработки кромок оборачиваются по краям «скотчем», а затем спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем. Усиливающая протяжка при необходимости вкладывается между «скотчем» соседних модулей и пропаивается одновременно с ними. |